Journal of Experimental and Theoretical Physics
HOME | SEARCH | AUTHORS | HELP      
Journal Issues
Golden Pages
About This journal
Aims and Scope
Editorial Board
Manuscript Submission
Guidelines for Authors
Manuscript Status
Contacts


ZhETF, Vol. 144, No. 4, p. 699 (October 2013)
(English translation - JETP, Vol. 117, No. 4, p. 607, October 2013 available online at www.springer.com )

ПЕРЕНОС СЛАБОСВЯЗАННОГО ЭЛЕКТРОНА ПРИ СТОЛКНОВЕНИЯХ РИДБЕРГОВСКИХ АТОМОВ С НЕЙТРАЛЬНЫМИ ЧАСТИЦАМИ. II. ОБРАЗОВАНИЕ ИОННОЙ ПАРЫ И РЕЗОНАНСНОЕ ТУШЕНИЕ УРОВНЕЙ Rb(nl) И Ne(nl) АТОМАМИ Ca, Sr И Ba
Нариц А.А., Мирончук Е.С., Лебедев В.С.

Received: February 6, 2013

DOI: 10.7868/S0044451013100027

DJVU (291.5K) PDF (546.2K)

Исследованы процессы переноса электрона при тепловых столкновениях ридберговских атомов с щелочноземельными атомами Ca(4s2), Sr(5s2) и Ba(6s2), способными к образованию отрицательных ионов с внешним p-электроном с малой энергией связи. Рассмотрены каналы образования ионной пары и резонансного тушения высоковозбужденных уровней атомов при переходах между ридберговскими ковалентными и ионными термами квазимолекулы, образующейся в ходе столкновения частиц. Для селективно возбужденных nl-уровней c l\ll n и для состояний с большими значениями орбитального момента l=n-1, n-2 проведено сравнение вкладов указанных каналов реакции в полное сечение опустошения ридберговских состояний атомов Rb(nl) и Ne(nl) в зависимости от главного квантового числа n. Продемонстрировано, что при невысоких значениях n преобладает вклад резонансного тушения, а при увеличении n доминирующим оказывается процесс образования ионной пары. Установлена сильная зависимость результатов для величин и положений максимумов сечений обоих процессов от энергии сродства щелочноземельного атома к электрону и от орбитального момента l высоковозбужденного атома. Показано, что в случае ридберговских атомов в состояниях с большими значениями l\sim n-1 скорости процессов образования ионной пары и столкновительного тушения значительно ниже, чем для nl-уровней с l\ll n.

 
Report problems