Журнал Экспериментальной и Теоретической Физики
НАЧАЛО | ПОИСК | ДЛЯ АВТОРОВ | ПОМОЩЬ      e
Общая информация о журнале
Золотые страницы
Адреса редакции
Содержание журнала
Сообщения редакции
Правила для авторов
Загрузить статью
Проверить статус статьи


ЖЭТФ, Том 144, Вып. 4, стр. 699 (Октябрь 2013)
(Английский перевод - JETP, Vol. 117, No 4, p. 607, October 2013 доступен on-line на www.springer.com )

ПЕРЕНОС СЛАБОСВЯЗАННОГО ЭЛЕКТРОНА ПРИ СТОЛКНОВЕНИЯХ РИДБЕРГОВСКИХ АТОМОВ С НЕЙТРАЛЬНЫМИ ЧАСТИЦАМИ. II. ОБРАЗОВАНИЕ ИОННОЙ ПАРЫ И РЕЗОНАНСНОЕ ТУШЕНИЕ УРОВНЕЙ Rb(nl) И Ne(nl) АТОМАМИ Ca, Sr И Ba
Нариц А.А., Мирончук Е.С., Лебедев В.С.

Поступила в редакцию: 6 Февраля 2013

DOI: 10.7868/S0044451013100027

DJVU (291.5K) PDF (546.2K)

Исследованы процессы переноса электрона при тепловых столкновениях ридберговских атомов с щелочноземельными атомами Ca(4s2), Sr(5s2) и Ba(6s2), способными к образованию отрицательных ионов с внешним p-электроном с малой энергией связи. Рассмотрены каналы образования ионной пары и резонансного тушения высоковозбужденных уровней атомов при переходах между ридберговскими ковалентными и ионными термами квазимолекулы, образующейся в ходе столкновения частиц. Для селективно возбужденных nl-уровней c l\ll n и для состояний с большими значениями орбитального момента l=n-1, n-2 проведено сравнение вкладов указанных каналов реакции в полное сечение опустошения ридберговских состояний атомов Rb(nl) и Ne(nl) в зависимости от главного квантового числа n. Продемонстрировано, что при невысоких значениях n преобладает вклад резонансного тушения, а при увеличении n доминирующим оказывается процесс образования ионной пары. Установлена сильная зависимость результатов для величин и положений максимумов сечений обоих процессов от энергии сродства щелочноземельного атома к электрону и от орбитального момента l высоковозбужденного атома. Показано, что в случае ридберговских атомов в состояниях с большими значениями l\sim n-1 скорости процессов образования ионной пары и столкновительного тушения значительно ниже, чем для nl-уровней с l\ll n.

 
Сообщить о технических проблемах